Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Контрольная работа по педагогике

Опубликовано 28.04.2022

Разработка процедуры общения учителя с участниками педагогического процесса в конфликтной ситуации.

1.

Ситуация

Ю.З. Гильбух описывает фрагмент урока, проведенного во втором классе детского дома бывшим воспитанником этого дома, а ныне учителем Андреем Николаевичем Репниным (повествование ведется от лица воспитательницы, которая присутствовала на этом уроке). Когда она пришла в класс перед налом занятий, Степа Ивашкин, ребенок из неблагополучной семьи, вдруг залез на шкаф и весь урок просидел там.

2. Проанализируйте конфликтную ситуацию. Попытайтесь определить:

- участников конфликта;

- место возникновения ситуации;

- деятельность участников в конфликтной ситуации;

- что предшествовало возникновению ситуации;

- какие возрастные и индивидуальные особенности участников проявились в их поведении, ситуации, поступке;

- ситуацию глазами ученика, учителя, других участников;

- личностную позицию учителя в возникшей ситуации (отношение его к ученику, к другим участникам);

- реальные цели учителя во взаимодействии с учеником, с другими участниками;

- что нового узнал учитель об учениках, других участниках из ситуации, поступка (познавательная ценность ситуации для учителя);

- основные причины возникшей ситуации или конфликта и его содержание (конфликт деятельности, поведения или отношений).

3. Основным способом разрешения конфликтной ситуации выступает «погашение» конфликта, когда необходимо перевести отношения его участников на уровень взаимоприемлемых для обеих сторон, переключить внимание с аффективно-напряженных отношений в сферу деловых отношений учебной работы.

Предложите в выбранной вами конфликтной ситуации действия учителя, которые помогли бы «погасить» конфликт:

-  корректировка поведения ученика или других участников ситуации;

- выбор средств и приемов педагогического воздействия;

- определение конкретных участников реализации поставленных целей в настоящее время и на перспективу.

Предложите речевые обороты, фразы, позволяющие перевести ситуацию в русло деловых отношений:

- что говорить? (отбор содержания в диалоге);

- как говорить? (эмоциональное сопровождение разговора);

- зачем говорить? (результат разговора).

Приведите пример диалога при решении выбранной вами конфликтной ситуации.

Сближению позиции учителя и ученика, других участников, их взаимопониманию помогут некоторые приемы. Например, необходимо называть ученика по имени даже тогда, когда вы сердиты на него. Это придаст обращению к нему ласково-требовательный характер, позволит снять агрессию.

Предложите другие приемы, которые также позволят «погасить» конфликтную ситуацию.