- Предложите вопросы для собеседования с потребителями продукта, производимого организацией, объясните процедуру его проведения.
- Предложите вопросы для собеседования с руководителями высшего, среднего и низшего уровня и рядовыми сотрудниками организации.Ориентиры: а) Смысл и ценности организации, б) Долгосрочные цели организации: в области персонала.
- В консультацию обратилась женщина 39 лет, замужем, два сына 12 и 2 лет. Проживает со своей семьей и мамой. Семья состоятельная. Сама клиентка работала, но в настоящий момент сидит дома по уходу за младшим ребенком. Решила обратиться к психологу после того, в момент ссоры с мамой бросилась на балкон с намерениями выброситься. После фразы мамы «ты никчемная, ты ничего не стоишь» клиентка перестала контролировать собственное поведение. Попытка не удалась, мама не выдержала и ударила по лицу, после чего клиентка «пришла в себя». В браке 15 лет. Описывала его как идеальный. К своей семейной жизни относилась как к «женской карьере», которую она строила. Для нее это было особенно важно, т.к. ее мама развелась с отцом, когда клиентке было 6 лет. За два месяца до случившегося клиентка узнала, что ее муж в течение года имеет серьезные отношения с другой женщиной, которые прекращать не собирается. Разводиться тоже не собирается. У клиентки появилась неуверенность в себе, собственной привлекательности, бессоница, усилились хронические заболевания.
Вопросы: с каким запросом имеет дело консультант – терапевтическим или консультативным? Если запрос терапевтический, в чем могут быть задачи консультирования, какой контракт может быть заключен вместе с клиентом? Ваши предположения об уровне психической организации клиентки? Каковы могут быть ожидаемые результаты консультирования и их критерии?
- Девушка 21 года обращается по поводу депрессивных настроений с фантазиями о суициде. Также жалуется на боли в позвоночнике, но врачи не находят какой-либо патологии.
Наиболее актуальные на момент обращения темы – взаимоотношения с молодыми людьми. По словам клиентки у нее много поклонников, все восторгаются ею, и не дают прохода даже в метро. Она никого не подпускает слишком близко, удерживая каждого возле себя. Из истории развития известно, что девочка была поздним ребенком своей матери, которая долго лечилась от бесплодия. Когда она родилась, все в семье называли ее «наше счастье». При этом родители вынуждены были отправить ее жить к бабушке, так как оба интенсивно работали.
Клиентка вызывает амбивалентные чувства: желание обесценить ее переживания и ощущение подлинности ее страданий без видимого источника.
Вопросы: характер запроса – терапевтический или консультативный? Если терапевтический, то, как может быть переформулирован в консультативный? В чем видите основную проблему клиентки и какой уровень психической организации (в психоаналитических терминах)? Сделайте предположения о характере отношений клиентки с консультантом в процессе работы? Какие теоретические работы описывают этот тип отношений?
Опишите этапы работы с клиентом, используя модель «GROW».
- Проанализируйте предложенную ситуацию, определите и охарактеризуйте описанные социально-психологические процессы, а также возможности конструктивного решения ситуации.
В королевство короля-модника прибыли двое обманщиков. Они обещали выткать чудную ткань, невидимую для глупцов и тех, кто не на своем месте сидит. Получая от короля материалы, деньги и почести, они не только «соткали» ткань, но и «сшили» костюм - хотя никакого костюма не было, высланные на проверку чиновники, да и сам король, не хотели признаваться, что ничего не видят. Во время праздничной процессии народ восхищался новым костюмом, и только когда маленький ребенок сказал, что король голый, люди сначала шепотом, а потом громко заговорили о том, что на короле нет одежды. Но король продолжал идти, хотя ему было не по себе - процессию надо было выдержать до конца. («Новое платье короля» Г.Х. Андерсен).
- Какая последовательность из предложенных ниже шагов предпочтительнее при принятии управленческого решения, базирующегося на рациональной модели?
- Разработка вариантов решений, анализ вариантов решений, выбор наилучшего из вариантов.
- Анализ вариантов решений, выбор наилучшего из вариантов, согласование выбранного варианта решения с коллективом, оценка решения проблемы, организация выполнения решения.
- Формулировка проблемы, выбор приемлемого из вариантов решения проблемы, обсуждение выбранного варианта решения.
- Формулировка проблемы и проблемной ситуации, разработка вариантов решений, выбор наилучшего из вариантов, организация выполнения решения, оценка решения проблемы.
- Формулировка проблемной ситуации, анализ вариантов решений, обсуждение вариантов решения в коллективе, выбор решения, организация выполнения решения, оценка решения проблемы.
Обоснуйте свою позицию.
- Допустим, у Вас в подчинении работает человек, который несколько перерос свою должность. Однако из-за различных объективных причин карьерный рост не возможен, а доход достаточно высок, есть также комиссионные. Найдите пути дополнительной мотивации такого сотрудника.
- Решите проблемную задачу:
Между двумя сотрудниками организации возник спор по поводу сроков внедрения новой технологии. Один из них мотивировал предлагаемые сроки внедрения интересами производства продукции, второй свою позицию обосновывал с позиции интересов персонала, которому предстоит осваивать новую технологию. Является ли описанная ситуация конфликтом? Каковы перспективы развития данной ситуации и механизмы управления ею?
- Учитель математики сделала замечание ученику по причине несоответствия его внешнего вида установленным в школе правилам дресс-кода; он в ответ на замечание ответил оскорблением и покинул кабинет, громко хлопнув дверью. Кто спровоцировал конфликт?
- Елена Матвеевна, классный руководитель 9 Г класса, обратилась за помощью к главному руководителю школьной службы медиации. По мнению Елены Матвеевны, в ее классе «стоит» напряженная обстановка, которая зачастую препятствует проведению уроков, а также внеклассных мероприятий. Классный руководитель беспокоится, что такое напряжение может привести к конфликту. Верны ли опасения классного руководителя Елены Матвеевны? Какие меры необходимо предпринять руководителю школьной службы медиации относительно 9 Г класса?
- Определите какой уровень супружеского взаимодействия нарушен, если в качестве проявлений мы имеем проблемы с непониманием, неуважением супругов друг к другу, отсутствием интереса к общению, непринятием жизненных ценностей:
– психофизиологический;
– психологический;
– социально-психологический;
– социокультурный.
Обоснуйте свой ответ.
- Определите природу конфликта в следующей ситуации. Руководитель принял на работу неподготовленного работника, не согласовав это с заместителем, у которого тот в подчинении. Вскоре выясняется неспособность принятого работника выполнять свою работу. Заместитель представляет руководителю докладную записку об этом. Руководитель тут же рвет данную записку.
- Определите природу конфликта в следующей ситуации. При распределении премии начальник не выделил ее одному из подчиненных. Оснований для депремирования не было. На вопрос подчиненного руководитель не смог объяснить причины, сказал только: «Это я вас учу».
- Проведите трансактный анализ на предмет конфликтности межличностного взаимодействия в следующей ситуации.
Руководитель обращается к своему заместителю со словами упрека: «Вы не смогли обеспечить своевременность выполнения поставленной задачи». Заместитель: «Меня отвлекли семейные обстоятельства».
- Проведите анализ на предмет конфликтности межличностного взаимодействия в следующей ситуации.
Начальник отдела в конце рабочего дня обращается к сотруднику с просьбой остаться после работы для составления срочного отчета. Сотрудник отказывается, ссылаясь на усталость и на то, что рабочий день уже закончился.
16. Люди из африканского племени косан, более известные как бушмен», не воинственны и не агрессивны, а сознательно миролюбивы. Конечно, внутри племени бывают ссоры и даже убийства, но агрессивность бушменами осуждается, а конфликты они стремятся разрешить путем переговоров. Ребенок у бушменов с первых дней жизни ощущает тепло и внимание, «мужчины, женщины и дети обнимают и целуют его, обращаются к нему с ласковыми словами». Телесные наказания применяются крайне редко и никогда не допускаются в отношении малыша. Детей заставляют подчиняться воле взрослых единственный раз в жизни - в период прохождения обрядов инициации. Объясните психологические особенности людей из африканского племени косан, опираясь на позицию Г. Салливана.
- В американском колледже наступил день вручения дипломов. Церемония проводилась очень торжественно, собралось много родственников и друзей. По условленному знаку 400 выпускников колледжа встали, чтобы выслушать слова президента колледжа: «… тем самым я присуждаю каждому из вас степень бакалавра со всеми сопутствующими ей правами и привилегиями». Речь окончилась, 25 новоиспеченных выпускников из первого ряда выстроились в очередь за дипломами. А остальные 375 нервничали, думая про себя: «Было ли сказано, что теперь нужно сесть и ждать своей очереди?» И ни один не сел. Время шло. Половина первого ряда уже получила свои дипломы. А толпа, стоящая позади, застыла, как завороженная. Но в голове каждого из стоящих метались мысли: «До нашего ряда очередь может дойти только через полчаса… Мы загораживаем обзор зрителям, сидящим сзади… Почему никто не садится?» И по-прежнему ни один не сел. Прошло еще две минуты. Человек, управляющий церемонией, чьи команды студенты игнорировали на репетиции, подбежал к первому ряду и сделал легкую отмашку садиться. Ни один человек не сел. Тогда он подошел к следующему ряду и громко скомандовал: «Сесть!» Через две секунды 375 спасенных блаженствовали на стульях
Вопросы:
– Объясните, чем вызвано поведение выпускников колледжа.
– Почему при значительном разнообразии индивидуальностей внутри этой большой группы поведение было настолько единообразным?
- Ирина Сергеевна Колесникова работает под руководством одного и того же начальника уже 11 лет. Однажды ее давняя подруга за чаем спросила, насколько ей хорошо работать со своим начальником? Прозвучал приблизительно такой ответ: «Вообще-то ничего. Он мне не досаждает. Я делаю свою работу». Тогда подруга поинтересовалась: «Но ты же работаешь на одном месте 11 лет. Как ты работаешь? Тебя когда-нибудь повысят? Пожалуйста, не обижайся, но мне совершенно не понятно, какое отношение имеет то, что ты делаешь, к работе фирмы».
Ирина Сергеевна задумалась: «Я действительно не знаю, хорошо ли я работаю... Мой начальник никогда со мной об этом не говорит. Правда, я всегда считала, что отсутствие новостей – уже хорошая новость. Что касается содержания и важности моей работы, то при приеме на фирму мне что-то не очень внятно пояснили и больше об этом речи не было. Мы с руководителем не особенно общаемся».
Вопросы для анализа ситуации:
- Какие цели и условия эффективности коммуникаций между руководителем и подчиненным отсутствуют?
- Как можно определить уровень вертикальных коммуникаций?
- Существуют ли возможности для восходящих коммуникаций в данной ситуации?
- Каким образом можно более эффективно построить обратную связь?
- Ваше мнение относительно возникшей ситуации и направлений ее исправления?
В коллективе отдела одного НИИ газовой промышленности за годы совместной работы сложились хорошие отношения между всеми членами коллектива. Отдел успешно справлялся с порученными заданиями. В связи с переводом на другую работу старого начальника отдела на его должность был назначен молодой ученый, известный своими новаторскими разработками. Свою деятельность новый руководитель начал с укрепления трудовой дисциплины: была установлена регистрация времени прихода на работу и ухода с работы, внутренних командировок, установлено время приемов по личным вопросам. Он значительно расширил тематику научных исследований отдела, заключив договоры с производственными организациями в соответствии со своей научной специализацией. Задания подчиненным старался давать как можно более подробно, считая, что сотрудники недостаточно компетентны в данных вопросах и что они строго должны придерживаться инструкций.
Через некоторое время заказчики отметили ухудшение качества научных разработок отдела. В коллективе ухудшились взаимоотношения, повысилась раздражительность, начались конфликты. Решив, что нужно оздоровить коллектив, начальник отдела предложил уйти на пенсию нескольким сотрудникам, взяв на их место молодых специалистов. Однако положение не улучшилось.
Определите: тип конфликта; состав конфликтующих сторон; поводы и истинные причины возникновения конфликтной ситуации; методы и конкретные пути разрешения конфликта.
- Обоснуйте и аргументируйте с точки зрения указанных ниже авторов выбор метода исследования.
Согласно традиции, экспериментальное исследование противопоставляется всем не экспериментальным методам, которые рассматриваются в методологии науки с точки зрения того, чего им недостает, чтобы стать полноценным экспериментальным исследованием.
Так, Ф.-Дж. Мак Гиган противопоставляет экспериментальный метод следующим:
1) классическому клиническому методу;
2) естественному наблюдению;
3) опросу;
4) архивному исследованию;
5) установлению корреляционной связи;
6) квазиэксперименту.
М. В. Мэтлин приводит иной список методов, противопоставляемых эксперименту:
1. Естественное наблюдение, к которому примыкает полевое исследование и полевой (естественный) эксперимент.
2. Опрос (serveymethods).
3. Корреляционное исследование.
4. Архивное исследование.
5. Изучение отдельных случаев (case-studymethod или case-historytechnique).
П. К. Козби противопоставляет эксперименту корреляционный метод, а также доэкспериментальные методы: опрос, полевое наблюдение и полевой эксперимент. Отдельно он рассматривает методы измерения поведения, относя к ним архивный метод, самооценку (самоопрос) и тестирование.
- На примерах образов и деятельности ведущих российских политических лидеров выявить закономерности их восприятия в массовом сознании.
- Е. Шарон - 23-летняя одинокая женщина, которая живет со своей старшей сестрой. Она оставила университет два года назад после изнасилования. С момента нападения она испытала ряд симптомов, которые не отступили со временем. У нее остаются неприятные воспоминания о ее травме, особенно, когда она видит мужчину, похожего на человека, который напал на нее. Ей часто снятся кошмары об изнасиловании. Шарон никогда не рассказывала о произошедшем друзьям, членам своей семьи из-за боязни того, что они не поверят ей или будут плохо думать о ней. Шарон говорит, что больше не чувствует никакого удовольствия, когда находится со своими друзьями и семьей. Она перестала читать, заниматься спортом и уверена в том, что не сможет сблизиться больше ни с одним мужчиной, создать семью и завести детей.Шарон живет со своей сестрой, потому что больше не чувствует себя в безопасности, хотя их отношения сейчас достаточно напряженные. Как можно помочь Шарон? Опишите этапы психологической помощи.
- Приведите примеры социально-психологических детерминант поведения человека в конфликтной ситуации.
- В класс, который отличается дурной репутацией и низкой успеваемостью, пришёл новый учитель Артём. Артём решил кардинально изменить ситуацию с успеваемостью и стал всеми силами стараться заинтересовать учеников в обучении. Однако он встретил сильное сопротивление со стороны учеников и получал в свой адрес множественные оскорбления и насмешки. В класс пригласили школьного психолога, он только наблюдал и фиксировал все происходящее, не вмешиваясь в процесс взаимодействия класса с учителем. Артём выяснил, что ученики не видят перспектив в обучении, не верят в свои силы и не получают поддержку в своих семьях, именно этими факторами и обусловлено их агрессивное поведение. Выяснив это, Артём направил свои силы на мотивацию класса и стал относиться к ученикам с ещё большим пониманием, выражал активную заинтересованность в их будущем. Артём находил индивидуальный подход к каждому ученику. Такое отношение учителя вызвало ответную реакцию в классе. Успеваемость в классе значительно повысилась.
Каким образом учитель Артем разрешил конфликт с классом? Дайте определение разрешению конфликта и какие три подхода разрешения конфликта вы знаете? Какой стиль поведения избрал класс в начале взаимодействия с новым учителем? Перечислите все стили поведения в конфликте и дайте кратное описание каждого. Какой тип посредничества иллюстрирует пример с психологом? Соблюдение каких принципов помогло учителю в итоге добиться от класса положительного отклика? Какие ещё принципы вы знаете?
- Учитель физики Сергей Петрович не успевает дать ученикам запланированный материал. Он тратит много времени на негативные отклики о своем классе, где является классным руководителем. Ежедневно он посещает кабинет директора, жалуется на педагогический коллектив. Часто жалобы Сергея Петровича не имеют никаких оснований.
Как бы вы могли охарактеризовать учителя физики? К какому конфликтному типу личности можно отнести Сергея Петровича? Какую стратегию взаимодействия с учителем физики стоит предпринять директору школы? Какие еще конфликтные типы личности вы можете назвать?
- Приведите примеры нарушений взаимодействия в семейных подсистемах, выделите причины и способы коррекции.
- Можно ли считать гармоничной семью с выраженной асимметричностью эмоциональных отношений между ее членами? Обоснуйте свой ответ. Назовите типы дисгармоничных семей.
- Определите природу конфликта в следующей ситуации.
Беседуя с претендентом на вакантную должность, руководитель дает обещание в дальнейшем повысить его в должности. Вновь принятый с воодушевлением приступает к работе, проявляя высокую работоспособность и добросовестность. Руководство постоянно увеличивает нагрузку, не прибавляя зарплату и не повышая в должности. Спустя некоторое время работник начинает проявлять признаки недовольства... Назревает конфликт.
- Определите природу конфликта в следующей ситуации. Начальник сообщает подчиненному, что в следующем месяце отправляет его на курсы повышения квалификации. Подчиненный отказывается, ссылаясь на то, что до пенсии ему осталось меньше года».
- Вы начальник отдела. Получили задание и едете в командировку. В аэропорту случайно встречаете свою подчиненную — молодую сотрудницу, которая уже две недели не работает. Вам сказали, что она болеет. А вы видите ее не только в полном здравии, но отдохнувшей и даже, как вам показалось, похорошевшей. Она кого-то с большим нетерпением встречает в аэропорту. Во вверенном вам отделе полный завал, не хватает сотрудников, срываются сроки выполнения работ. Что вы скажете своей сотруднице? С чего начнете разговор? Чем должен завершиться этот инцидент?
- Вы опытный, давно работающий, авторитетный начальник отдела. В канун праздника вы от своего отдела представили фамилии нескольких лучших сотрудников для поощрения. Среди тех, кому должны быть вручены грамота и денежная премия, Сидоров, которого вы лично предупредили о необходимости явиться на торжественное собрание, где ему будут вручены грамота и премия. Сидоров вместе со своей семьей явился на торжественное собрание, но грамоту и премию, по неизвестным для вас причинам, ему не вручили. На следующий день, не успев разобраться в причине недоразумения, вы случайно сталкиваетесь с Сидоровым в коридоре.
18Психологические аспекты сотрудничества в политике. Виды сотрудничества, их психологические особенности (по отдельным видам, типам, направлениям, периодам).
41Математико-статистические методы в конфликтологии. Требования к построению таблиц. Анализ кривых. Одномерная статистика
61Основы философский знаний для формирования мировоззренческой позиции конфликтолога
8Вопросы диагностики и психотерапии внутриличностного конфликта.
22Социально-психологические аспекты супружеского общения. Психологическая характеристика использования семейного языка. Семейное информационное пространство, семейные тайны
30 Основы экономических знаний в профессиональной деятельности конфликтолога