Комплект заданий для контрольной работы
Задание 1
В некоторых случаях, когда клиент ограничен в средствах описания своего внутреннего мира (например, ребенок, подросток), использование графических приемов, опосредующих его взаимодействие с консультантом, является просто необходимым для структурирования беседы, сбора достаточных и конкретных сведений.
1) Познакомьтесь с методическим приемом графического опосредования беседы «Радости и огорчения моей жизни» (Приложение 2).
2) Проведите графическую беседу с подростком или старшеклассником. По итогам работы представьте протокол беседы с подростком, анализ материалов, имеющих диагностическую ценность.
3) Проанализируйте свой опыт применения графической беседы: удачные, по вашему мнению, этапы ее проведения, возникавшие затруднения, возможные пути их преодоления.
?результаты проведения методики должны быть приложены к материалам контрольной работы, подготовленным на проверку!!
Задание 2
В возрастно-психологическом консультировании при сборе материала о сложившихся у подростка межличностных отношениях используют проективный рисуночный тест «Модель личностной сферы»Р. Шмидека (Приложение 3).
Рассмотрите «модели личностной сферы» одного-двух подростков 13 лет, обучающихся в общеобразовательной школе. Проанализируйте эти рисунки по параметрам:
— доминирование сфер отношений: «ребенок – взрослый», «ребенок – сверстник», «ребенок – дело (занятие, увлечение, деятельность)»;
— количество выделяемых объектов отношений в разных сферах (многообразие – бедность);
— иерархия отношений по степени важности (мера отдаленности от «Я» на рисунке).
Соотнесите данные анализа со знанием нормы возрастного (кризисного) развития подростка. Выскажите предположение о возможном содержании запроса на психологическую помощь этих подростков или их родителей.
?рисунки должны быть приложены к материалам контрольной работы, подготовленным на проверку!!
Задание 3
Познакомьтесь с работой К. Роджерса «Эмпатия» (Приложение 4), изучите схему анализа уровня эмпатического взаимодействия.
Опираясь на предложенную схему анализа уровня эмпатического взаимодействия, определите уровень и тип ответной реакции в ситуации, требующей психологической поддержки. Обоснуйте вариант ответа.
Ситуация: При обсуждении с подростком его отношений с родителями он жалуется консультанту, что с трудом находит с ними общий язык. Он вспомнил последний случай, когда рассказывал отцу о несправедливости: «Мне так обидно, что учительница поставила мне тройку за сочинение, оно ведь вдвое больше, чем у других». Отец его так «поддержал», что они до сих пор не разговаривают. В то же время не все родители не понимают своих детей. Определите, какой родительский ответ можно считать поддерживающим в такой ситуации, а какой – нет.
Задание 4
1) Сформулируйте эмпатический ответ в ряде ситуаций, опираясь на предложенную схему анализа.
Ситуация 1. Женщина рассказывает консультанту, что у нее не складываются отношения с сыном: «Я тоже проходила психологию в институте, но что это дает, если я не могу понять своего ребенка?».
Ситуация 2. Социальный работник обращается к коллеге: «Кажется, я не справляюсь с этой группой подростков. У меня недостаточно опыта, я не уверен, что все делаю правильно».
2) Сформулируйте и предложите свои варианты ситуаций и эмпатического реагирования на клиента в ней.
Задание 5
Проведите «Первичную анкету для родителей дошкольников» (Приложение 5). Проанализируйте их. Подготовьте вопросы, которые вы хотели бы задать родителю по анкете.
?заполненная от руки анкета должна быть приложена к материалам контрольной работы, подготовленным на проверку!!
Задание 6
Методика «Родительское сочинение» в возрастно-психологическом консультировании позволяет решить следующие задачи:
а) выявить особенности родительской позиции автора сочинения и реализуемый им тип семейного воспитания;
б) собрать дополнительную к беседе анамнестическую информацию, позволяющую более полно реконструировать историю развития ребенка;
в) получить описание проблем развития ребенка «глазами родителя», выявить зоны конфликта в детско-родительском взаимодействии, определить особенности локуса контроля родителя, объективировать в письменном виде жалобу и запрос родителя к консультанту.
- Проведите методику «Родительское сочинение» по любой выбранной вами теме сочинения («Мой ребенок», «История жизни моего ребенка», «Мои дети», «История жизни моих детей», «Прошлое, настоящее и будущее моего ребенка», «Что мне нравится и не нравится в моем ребенке», «Что бы я хотел(а) изменить в своем ребенке», «История моего материнства (отцовства)», «Я узнал(а),что у меня будет ребенок», «Я как родитель», «Моя семья», «Мой муж как родитель», «Моя жена как родитель» и др.).
?текст сочинения должен быть приложен к материалам контрольной работы, подготовленным на проверку!!
- Проведите интерпретацию сочинения (см. «Схему интерпретации») и составьте заключение.
- Представьте свои рекомендации по работе с выявленными проблемами и предложите программу дополнительного диагностического исследования.
- Ответьте на следующие вопросы: 1) В чем прикладная значимость данной методики? 2) Охарактеризуйте особенности проведения «Родительского сочинения».
Схема интерпретации:
I. Характер эмоциональных отношений в семье, особенности общения и взаимодействия.
1) Отношение родителя к ребенку (безусловное принятие, условное принятие, индифферентное отношение, амбивалентное отношение, скрытое и явное отвержение).
2) Особенности отношения ребенка к родителю и другим членам семьи (родительский образ отношений, его соответствие объективной картине).
3) Степень эмоциональной дифференцированности и вовлеченности родителя в процесс воспитания ребенка.
4) Симметричность эмоциональных отношений, наличие эмоционального «перекоса», невзаимности, коалиций в семье.
5) Особенности взаимоотношений родителя с остальными членами семьи.
6) Ролевая структура семьи, лидерство. Тип общения и взаимодействия (сотрудничество, содружество, конфликтность, конфронтация, антагонизм).
II. Психологические особенности ребенка.
1) История развития ребенка, основные анамнестические данные. Перспектива развития, долгосрочный и краткосрочный прогноз развития ребенка (глазами родителя).
2) Основные индивидуально-личностные качества ребенка.
3) Предпочтения и интересы ребенка.
4) Круг общения, характер взаимоотношений (в семье и вне семьи).
5) Проблемы и трудности развития ребенка (содержание, степень выраженности, обстоятельства и время возникновения, зоны конфликтности, реальность проблем, попытки разрешения проблем и их эффективность, на кого возлагается ответственность за возникновение проблем).
III. Родитель как воспитатель.
1) Ценности и цели воспитания, декларируемые и реальные, степень их совпадения.
2) Тип семейного воспитания. Характер требований к ребенку, их количество, содержание, форма предъявления, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка. Способ контроля. Система поощрений и наказаний. Роль второго родителя в воспитания ребенка. Противоречивость (гармоничность) системы семейного воспитания.
3) Особенности родительской позиции («игнорирующий» родитель; «агрессивный» родитель; «обиженный» родитель; «пластилиновый» родитель; «морализирующий» родитель; «позирующий» родитель; «рефлексирующий» родитель). Степень рефлексивности, адекватности образа ребенка, прогностичность, динамичность. Феномены мистификации, делегирования.
4) Оценка ребенка и особенности осознания родителем своего отношения к личности ребенка.
5) Оценка эффективности системы воспитания.
6) Влияние прародительской семьи на тип семейного воспитания нуклеарной семьи.
7) Личностные особенности родителя. Наличие неразрешенных проблем, состояния фрустрации, социальной тревожности и проч.
8) Запрос к консультанту и психологическая готовность к сотрудничеству в процессе консультирования. Готовность к саморазвитию.
IV. Рекомендации в отношении проведения дополнительного диагностического обследования, программы профилактической и коррекционной работы с семьей. Определение ресурсов оказания психологической помощи семье.
Задание 7
Создайте информационный буклет для родителей, воспитателей, учителей и других заказчиков психологической информации по одной из возрастно-психологических проблем.
Темы буклетов:
1. Я еще здесь только месяц (особенности развития в период новорожденности).
2. 12 месяцев (особенности развития в период младенчества).
3. «Я сам!» или когда ребенку 3 года (кризис 3-х лет).
4. Ребенок идет в детский сад (адаптация к детскому саду).
5. Смеемся или плачем? (эмоциональное развитие, страхи в раннем и дошкольном детстве).
6. Если ваш ребенок агрессивен (раннее и дошкольное детство).
7. Если ваш ребенок гиперактивный (раннее и дошкольное детство).
8. Тревожный ребенок (раннее и дошкольное детство).
9. Ребята, давайте жить дружно! (особенности развития сферы общения, нарушения общения в дошкольном детстве).
10. «Я хочу в школу!» (готовность к школьному обучению).
11. В первый раз в первый класс (адаптация к школе).
12. Моя трудная школа (дезадаптация и нарушения успеваемости в младшем школьном возрасте).
13. Наш ребенок – подросток (особенности подросткового возраста).
14. Куда пойти учиться? (особенности профессионального выбора в старшем школьном возрасте).
Задание 8
Напишите эссе на тему «Моё настоящее и мой детский опыт». Проанализировать каким образом сиблинговая позиция повлияла на формирование установок, паттернов поведения.